Путь Максима в журналистику был достаточно извилистым. Поступив и проучившись на первом курсе журфака, он ушёл, можно сказать, в поисках смысла жизни. Чтобы потом… вновь вернуться на факультет. Максим, уже студент 3 курса специальности «Журналистика (веб-журналистика)», сегодня делится пережитым опытом поисков себя.

– Давай вернемся на четыре года назад. Как тогда объяснил родителям, что решил уйти из университета?

– Сообщил родителям только тогда, когда уже ничего нельзя было исправить, чтобы они не заставили меня учиться дальше против воли. Помню как сейчас: родители уютно расположились на диване за просмотром сериала, а я, набравшись решимости, вышел на середину комнаты и выпалил: «Мам, пап, я ушёл из института, туда не вернусь». Пытался убедить их, что высшее образование переоценено; можно стать кем угодно и без корочки. Пока родители переглядывались и подыскивали слова, которыми можно было бы испепелить нерадивого студента, я перешёл в наступление и рассказал про своё видение альтернативной версии четырёх лет, которые пришлось бы провести в стенах института. В то время как раз объявили конкурс благотворительных стартапов «SocialWeekend», куда мы с группой единомышленников подали заявку. Я пытался безуспешно уверить родителей в том, что «их косные взгляды устарели, что я сам буду распоряжаться своей жизнью». И всё в таком духе, парируя любые попытки поставить мою затею под сомнение безоговорочной верой в успех нашего детища. В результате мы крепко поссорились.

1 1

– И что делал дальше? Удалось реализовать проект?

– Проект действительно хорошо развивался, но в финале мы всё же проиграли: инвесторы не хотели спонсировать из-за отсутствия прямого спроса на предлагаемый продукт. На самом деле нельзя «проиграть» конкурс благотворительных стартапов, но я ощущал это как поражение. Друзья меня утешали, потому что я убивался больше всех, но позже они вернулись к учёбе в институте, получив полезный опыт, а я, фигурально выражаясь, сел в лужу. Было сложно вернуться назад домой. Благо, мои родители очень понимающие люди (хоть им в тот момент не хотелось вообще со мной разговаривать), смогли меня успокоить, настроить на новое. Далее последовал самый худший год в моей жизни, когда работать приходилось кем попало: официантом, менеджером холодных звонков, доводилось даже расклеивать листовки (ужасный опыт, благодатная почва для расстройства психики). Но не будем о плохом.

– Возвращение на журфак – насколько это случилось по зову сердца?

– Ближе к лету, когда депрессия отступила, а отношения с родителями стали значительно теплее, я решил просить их снова помочь с поступлением в вуз. Удивительно, но в их глазах я не встретил подозрения или сомнения, скорее они увидели в моих желание учиться. И я действительно был страшно голоден до знаний! Я пришёл в институт, мне помогли восстановиться: сдавать ЦТ повторно не пришлось, так что смог вернуться на занятия в начале второго семестра, но с академической разницей. Вернуться к учёбе было потрясающе, словно у меня забрали, а потом вернули что-то, без чего я не смог бы жить. По сей день я с удовольствием каждый год жду начала нового семестра после летней практики, потому что учиться — это очень круто, вы тоже это поймёте. Да, иногда бывает тяжело, иногда приходится не высыпаться несколько дней подряд, иногда даже что-то пересдать, но это из-за особенностей характера.

– Переосмыслив всю свою историю, какие выводы ты сделал для себя?

– Для каждого молодого человека поступление в вуз – особое событие в жизни, связанное с самыми разными эмоциями. Зачастую бывает так, что воодушевление от преодоления ЦТ и вступительных экзаменов сменяется апатией, переходящую в глубокую грусть. По крайней мере, так было в моём случае. Первый курс наполнен формирующими кругозор студента дисциплинами, которые хоть и несут в себе глобальную миссию по превращению школьника в журналиста, не отличаются увлекательностью, достаточной для усмирения горячей крови. На первом курсе хочется свободы: летние каникулы проходят за сменяющими друг друга экзаменами, бесконечным волнением и всевозможными стрессами. Привыкший к школьным летним каникулам мозг не может сразу перестроиться и принять новый уклад, сопровождающий студентов из года в год. На третьем курсе уже и не знаешь, что делал бы, если бы в распоряжении было целых три месяца свободного времени, но на первом курсе явственно ощущается утрата.

Сопутствовать таким переменам должна эмоция, похожая на удар электрическим током, – явный стимул, поощряющий мозг за получение новых знаний (это ощущение я впервые открыл для себя только после второго поступления на журфак). Если чувствуете подобное, то знайте, что вы на верном пути, если же чувствуете разочарование, то не уходите, по крайней мере, не после первой сессии. Уйти можно в любой момент, но перед уходом оформите академический отпуск, чтобы позже, когда созреете вернуться, можно было бы сделать это без повторной сдачи ЦТ.

По большому счёту хочется донести до читателя простую мысль: вам не нужно проходить весь мой путь, чтобы полюбить учёбу, – это придёт к вам самостоятельно. Пусть мой пример станет тем «чужим опытом», который предостережёт вас от необдуманных и поспешных выводов. Высшее образование – это не «очередь за дипломом», а история про отношения людей, про преодоление закаляющих характер трудностей, про возможности, новые навыки и знакомства с интересными людьми. Учёба станет для вас тем, что вы хотите видеть в ней. Хотите лучшее время в своей жизни – заставьте его им стать, общайтесь, знакомьтесь и учитесь! Хотите очередь? Тогда вы вон за той дамой в шляпке!..

Беседовал Павел Герц