Мы запускаем новую рубрику на сайте журфака – «Дискуссионный клуб»: каждый желающий сможет поучаствовать в обсуждении наболевшей проблемы, предложить свои идеи для всеобщего обсуждения и рассмотрения. Мы ждем вас с 28 марта каждый четверг в 17:50 в аудитории 307. Приходите, будет интересно!

Раиса Ивановна Мелешевич: — Прежде всего давайте обсудим такой вопрос: с какими проблемами сталкивается молодой журналист при устройстве на работу в штат,  ведь основная цель практики как раз в этом -- найти хорошую работу?

Яна Васькова: — Мне кажется, что в большинстве минских изданий журналисты не готовы принимать новых сотрудников. Они изначально работают с теми людьми, с которыми им комфортно: например, с коллегами с предыдущих проектов. Поэтому зачастую выпускников журфака рассматривают только в качестве фрилансеров. У молодых специалистов много нестандартных идей, они готовы круглосуточно трудиться, но, к сожалению, не умеют рисковать. А ещё боятся выйти из комфортной зоны и публикуют материалы только на привычные им темы.

 

IMG 20190319 183206

 

— А какие темы предлагают издания молодым журналистам?

Яна Васькова: — У выпускников журфака большая часть материалов в портфолио затрагивает социальную тематику. Поэтому, сотрудничая с какой-либо редакцией, молодой журналист может столкнуться с трудностями. К примеру, с написанием аналитических статей, проверкой информации и т. д. Ещё одна возможная проблема — это неумение общаться с людьми более высокого статуса.

— На Ваш взгляд, это проблемы журфака или самого человека? А может, дело в том, что в 20 лет сложно поддержать разговор с человеком в возрасте?

Яна Васькова: — Я думаю, это в первую очередь зависит от опыта работы. Важно учитывать, с какими СМИ до этого сотрудничал журналист и насколько активной была их совместная деятельность. Как правило, разбирается ли человек в теме или нет, можно понять, прочитав его материалы. Намётанным глазом все видно сразу — это факт. Во-вторых, проблемы могут возникнуть в силу возраста: очень часто молодых специалистов не воспринимают всерьёз, обращаются, как с маленькими, или пытаются объяснить очевидные вещи на пальцах.

— Из вашего опыта при приеме на работу: на что работодатель обращает внимание?

Екатерина Груша: — Меня взяли на работу без проблем, и никто не смотрел на возраст. Но дело в том, что мои непосредственные начальники — это люди, которые в два, а то и три раза старше. И они знают очень мало в области SMM: хорошо, если одну треть того, что знаю я. Если начинаю упоминать элементарные для нас вещи, например, insta-stories, они смотрят на меня с недоумением. Когда я в первый день пришла на работу и рассказала, как вижу продвижение в социальных сетях, какие планы хочу реализовать, моя начальница мне ответила: «Да, конечно, делай все, что задумала, идеи хорошие, но мы половины не поняли из того, что ты сказала».

 

ZQd5oXhuLKQ

 

— На недавней конференции на факультете выступал Виктор Иванович Шимолин, мне очень понравилось его замечание о том, что мы дожили до времени, когда «яйцо учит курицу». И я потом тоже выступала и говорила, насколько велик межпоколенческий разрыв: то, что знаем мы, и что знают наши дети в области новых технологий -- порой просто потрясает! Получается, что наша задача — учить вас тому, что вы знаете априори, так?

Екатерина Груша: — Все-таки есть вещи, которых мы не знаем, особенно на начальном этапе обучения. Эти знания и дают нам преподаватели.

— Скажите, в чем старшее поколение журналистов, на ваш взгляд, более сильно, а в чем превосходство молодых?

Валерия Иванова: — Мне кажется, что здесь в пример можно привести «районки». Их никто не читает, потому что в большинстве во главе их стоят люди, которым за 50-60 лет. Они ничего не понимают в новых технологиях, и здесь их однозначно превосходит наше поколение.

В чем лучше старшее поколение -- трудно сказать. Совсем не значит, что ты будешь хорошо писать или придумывать «цепляющие» заголовки, если тебе исполнилось 60 лет и много опыта. Дело даже не в опыте, это либо дано, либо нет, возраст здесь ни при чем. Соглашусь с Яной, что при приеме на работу люди в возрасте, которые занимают высокий статус, часто с пренебрежением относятся к молодым людям.

 

 Xv9 yEGL A

 

— Но Яна приводила в пример минские интернет-издания, где журналистика все-таки развивается опережающими темпами, а Вы говорите о тех, кто немного отстает. Может быть, мы говорим о разных вещах?

Екатерина Груша: — Мне кажется, что люди, которые работают в Минске, и работают успешно, постоянно развиваются. Они посещают тренинги, каким-то образом повышают квалификацию. А главные редакторы «районок» не хотят никуда выезжать, сидят на месте. Недавно на журфак приезжали редакторы примерно тридцати региональных изданий, и они не знали имен современных журналистов, блогеров, не разбирались в тенденциях, которые популярны сегодня в онлайн-журналистике.

Речь о желании молодых: когда распределяют в районные издания, есть шанс, что молодежь поднимет уровень региональных СМИ. Но, опять же, проблема в том, что на периферию ехать не хотят.

Мне бы хотелось помочь изданию своего родного района, помочь сделать что-то новое. Но для студентов одним из определяющих факторов становится финансовый фактор. А еще, учитывая желание карьерного роста и перспектив развития, уезжать хочется все меньше. Пройдя три стадии от корреспондента до начальника отдела и главного редактора, захочется явно чего-то большего.

— А как же идея набраться опыта, побыть где-то «в полях»?

Екатерина Груша: — Это крутой, полезный опыт, если это делать. Что мы видим на страницах районной газеты сегодня? «Передовик колхоза надоила 50 литров молока» и что-то в этом духе…

— По-настоящему современная «районка» — какой Вы её видите?

Яна Васькова: — Когда я поступала на журфак, на устном экзамене мне достался билет о районных изданиях Беларуси. Я -- минчанка, поэтому ответ дался не так просто. До вступительных я не читала «районки», знала лишь названия нескольких газет. Хорошо, что меня не попросили назвать постоянные рубрики и темы.

Мне кажется, проблема в том, что, если частные популярные минские СМИ ориентируются на газеты, журналы (и их электронные версии), которые выпускаются в Москве или Санкт-Петербурге, то районные издания нацелены на то, что происходит вокруг них. Условно, темы простые: надои, как учатся дети в школах и т. д.

— Но журналистам из «районок» нельзя высказать это в качестве претензии. Писать материалы на подобные темы – это их задача.

Яна Васькова: — Да, но ведь можно освещать эти же события намного интереснее!

— Хорошо, а у кого из вас было самое большое количество просмотров материала? Похвастайтесь, что такое написали, отчего у аудитории был вау-эффект?

Яна Васькова: – На первом курсе я проходила практику в молодёжном интернет-журнале. Одна из моих публикаций была о татуировках на теле парней и девушек. Она попала в топ, набрав около 26 тысяч просмотров.

Валерия Иванова: — Больше всего набирали материалы, которые размещались в «Яндекс. Дзене»: выходило в среднем 30-40 тысяч просмотров. Точную цифру уже не вспомню.

Екатерина Груша: — Был один текст, который мы на практике готовили для платформы «Яндекс.Дзен». «Фишка» новости была в том, что молодожены стали приводить на свадьбы настоящих альпак: пушистых животных с милыми мордашками. Текст набрал под 100 тысяч просмотров. Если готовили для «Дзена», всегда были большие цифры.

Если тема мне интересна, я буду вовлечена, быстро справлюсь, и текст получится намного лучше. Случай с той же практики: я танцую с первого класса, а тут новость про то, что Егор Дружинин возвращается в состав жюри шоу «Танцы на ТНТ». Материал был готов через минут 20 и набрал много просмотров.

Илья Кедич: — У меня есть опыт сотрудничества только с печатными СМИ, поэтому цифр не назову.

— Если говорить о ближайшей практике, то куда пойдёте и почему?

Яна Васькова: — Мне нравится каждый раз пробовать себя в чём-то новом. Первую учебную практику я проходила в интернет-издании, затем стажировалась в печатном издании. И там, и там я хорошо поработала. Но в отличие онлайн-журнала, «печатка» — это совсем не моё. Придумывать красивые заголовки с фразеологизмами и писать о спорте, достижениях белорусов мне совсем не понравилось. К тому же на выездных заданиях на меня косо смотрели: что дельного может написать такая молодая журналистка?

 

20190319 183305

 

В этом году планирую снова договориться о практике на каком-нибудь сайте. Почему? Есть несколько плюсов: молодой штат, профессиональная и личная взаимопомощь, постоянный поиск новых решений. Ну и, конечно же, приятное общение (что важно – на равных) и тестирование технологий.

Екатерина Груша: — После второго курса я была на практике в дирекции интернет-вещания одного телеканала. В этом году хочу пойти туда же, потому что с первого же дня у нас сложились очень теплые отношения, мы все общались на «ты». И это помогало в работе. Плюс практика была очень продуктивная: у меня вышло около 25 материалов. Даже в сравнении с первым курсом, когда я проходила практику в дирекции информационного вещания, это почти в 5 раз больше.

— Яна говорит «печатные СМИ – нет, интернет – да». Как на этом фоне смотрится практика вебов на телевидении?

Екатерина Груша: — Смотря какой канал. В одном здании находится две редакции – телеканала «СТВ» и «ОНТ». Где-то просто не обращают внимание на практикантов, где-то работают много и довольно активно. Я была закреплена за корреспондентом: и, если мой руководитель не был в командировке, он меня брал с собой везде. Мы съездили на съемки и в больницу, и на «МТЗ», и в «Президент-отель».

Валерия Иванова: — Я была на практике там же: действительно, хороший коллектив, относились на равных. Но, если получится, в этом году хочется попробовать что-нибудь новое. Когда я долго занимаюсь одним и тем же делом, копирайтингом, например, то чувствую, что не развиваюсь. Для меня интереснее работать, когда есть своеобразный вызов, испытание.

Например, на 1 курсе я проходила практику в интернет-журнале. Спустя месяц вышла оттуда и мне показалось, что я постарела лет на пять. Каждый день нужно было приносить по несколько тем для материалов, по пять идей для новостных заметок, постоянно куда-то ездить. Это был огромный стресс для неподготовленной первокурсницы. Было действительно сложно, зато я поняла, что многому научилась.

Илья Кедич: — Я проходил практику в районной газете и могу с уверенностью сказать, что этот опыт мне понравился. Следующую практику хотелось бы такую же. Каждый день я отрабатывал полноценную смену: с 8-ми утра до 17-ти вечера, занимался самыми разными видами деятельности: брал интервью, делал репортажи, участвовал в рейдах, работал фотокорреспондентом, редактировал тексты других авторов, сидел на «Горячей линии» – всем, что связано с настоящей журналистской практикой. Так что для меня успешная практика – это когда все надо делать самому, когда тебе ставят конкретную задачу и дают сроки для ее выполнения. Прежде чем разрабатывать перспективы для роста, нужно научиться тому, что позволит тебе расти, и, я думаю, что мой случай — хорошее тому подтверждение. Правда, нужно помнить, что требования и навыки будут отличаться в зависимости от типа и политики издания.

— От чего практика зависит: от того, куда попадешь, или какого руководителя получишь?

Екатерина Груша: — От миссии и цели издания, мне кажется.

Яна Васькова: — На старших курсах ты уже знаешь, какие темы тебе близки и в каких журналистских жанрах «плаваешь, как рыба в воде», чтобы найти подходящее место для стажировки. А вот с руководителем практики не всё так просто. Часто молодые журналисты сталкиваются с тем, что самым перспективным и крутым, по мнению читателей, изданием руководит скучный и дотошный главный редактор. Так что тут заранее не угадаешь.

Илья Кедич: — Скорее от того, что от тебя требуют.

А сами проявить инициативу вы не хотите?

Валерия Иванова: — К инициативам и предложениям практиканта могут просто не прислушиваться. Ты можешь сказать: «А давайте сделаем это вот так, а не как обычно», а в ответ в лучшем случае тебя проигнорируют, а могут и на место поставить, указать, что это не твое дело. Поэтому и боишься что-то лишнее сказать. Журналисты, занимающие высокие должности, да и не только журналисты немного поднимаются, как мне кажется, над уровнем практиканта и его мнение не учитывают.

-- То есть когда на вас не обращают внимание на практике – плохо, но плохо и когда слишком загружают? Желаю вам в этом году как раз найти ту самую пресловутую «золотую середину» и быть максимально активными и продуктивными.

Яна Васькова, Екатерина Груша, Валерия Иванова, Илья Кедич

Фото авторов